Интересные психологические эффекты

Просмотров: 367

Сегодня расскажем Вам о самых интересных и необычных психологических эффектах из социальной психологии. Так же советуем ознакомиться с правилами психологии. Звучит сложно, но на деле все довольно просто, например эффект Ромео и Джульеты можно также назвать «назло всем врагам» или «плевать, а мне ещё сильнее хочется» (С В. Высоцкий «Наводчица»).

mWi

9 Психологических эффектов

 

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

«Эффект Контекста»

Наш мозг может иногда сделать два совершенно противоположных вывода из одной информации. Эффект «контекста» свидетельствует, что среда, окружение в котором находится эта информация, воздействует на отношение к информации и на манеру её обработки. Простой пример: если опустить одну руку в горячую воду, вторую в холодную, а потом обе руки опустить в воду тёплую. Невозможно определить температуру тёплой воды потому, что для одной руки она будет как кипяток, а для другой она будет ледяной.
И это иллюзия…


«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Ложного воспоминания»

Наш мозг с первого взгляда « считывает » только суть, например с предупреждающей надписи, но не видит и не запоминает деталей, таких как например, ошибка в правописании. И воспоминание о надписи через некоторое время будет связано с сутью, а не с формой. После запоминания мозгом сути процесс невозможно остановить и сразу перестроить. Например при мимолётном взгляде на надпись « Остарожно краска » первыми возникают две реакции:
1. Обойти, чтобы не испачкаться.
2. Потрогать пальцем и убедиться высохла ли краска.
И через две минуты возникает вопрос не было ли написано слова « свежая » после слова « осторожно », но не возникает мысли о том, что слово « осторожно » написано с ошибкой.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что желанны те, кто менее доступен. Однако если кто-то делает себя слишком труднодоступным или кажется таковым, он может отвадить от себя людей, уменьшив свою желанность. Кому интересно читайте как правильно ставить цели.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое “приписывание” ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: “вначале студент работает на зачетку, а потом она на него”. Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал “эффект ореола” и он все старался “натянуть” ответ студента на “отлично”.

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

• Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

• В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

• Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Если вам понравилось статья «Интересные психологические эффекты», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

Рейтинг: 0
0
Понравилась статья! Поделись в соц. сетях!

Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

 

Авторизация

Войти с помощью: 
РегистрацияЗабыли пароль?

Регистрация

Войти с помощью: 

Генерация пароля

Регистрация

Скрипт кэширования wordpress:0.22MB/0.00152 sec